09 февраля в Москве на площадке Торгово-промышленной палаты Российской Федерации прошёл Всероссийский форум реструктуризации долга, где обсудили новейшие подходы в работе с долгом, принципы формирования стратегии взыскания и методологии расчёта предполагаемой эффективности, применяемые в практической деятельности.
Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы России Константин Чекмышев в первой сессии, посвящённой теме «Эффективная стратегия работы с долгов: миф или реальность?» рассказал, что в настоящее время проводится комплексный анализ должника, учитывается не только сумма его долга, но и поведение субъекта в ходе исполнения своих обязательств, его добросовестность в ходе обычной хозяйственной деятельности. Благодаря большим аналитическим данным, аккумулируемым ФНС России, к каждому налогоплательщику с учётом его конкретной ситуации сейчас возможно найти свой путь решения проблем. Благодаря внедрению Единого налогового счёта в 2023 году исчезли «случайные должники», значительно снизилось количество технических ошибок, допускаемых налогоплательщиками в ходе исполнения обязанностей по уплате налогов.
Первый заместитель главы Минэкономразвития Илья Торосов отметил, что в сложной финансовой ситуации, когда бизнес на грани банкротства, ему необходимо помочь преодолеть кризис и продолжить работу. И благодаря заинтересованности всех сторон возможно сохранить бизнес, избежав крайней меры - банкротства.
Директор Фонда развития промышленности Наталья Матвеева обратила внимание участников форума, что сегодня малый и средний бизнес ориентирован на реструктуризацию задолженности и именно Фонд может взять на себя функции по выстраиванию взаимоотношений между властью, бизнесом и кредитными учреждениями.
Президентом Фонда Сергеем Гончаренко озвучены основные принципы работы Фонда – это безвозмездность и направленность целой команды профессионалов на решение финансовых проблем добросовестных организаций либо индивидуальных предпринимателей, имеющих задолженность свыше 5 млн рублей. В условиях полной открытости и доверия Клиента прорабатываются «шаги от несостоятельности», когда итогом согласованной работы команды бизнес не только остаётся сохранённым, а это не только активы и рабочие места, но и появляются новые возможности инвестирования, планирования хозяйственной деятельности.
По словам Сергея Гончаренко, с момента создания Фонда полностью урегулирован вопрос с долгами на сумму 12,7 млрд рублей. Сегодня в работе Фонда 75 организаций и индивидуальных предпринимателей. Таким образом, выбор между банкротством и реструктуризацией очевиден.
Участвующие в форуме представители кредитных учреждений во время второй сессии, посвящённой анализу работы банков и налоговой службы в ходе урегулирования долга озвучили принцип направленности на работу с клиентом, когда даже наличие просрочки по обязательствам не означает безусловных шагов банка к банкротству заёмщика. Как отметил Вице-Президент Ассоциации банков России Анатолий Козлачков, несмотря на желание банка реструктуризировать задолженность, существуют стоп-факторы в продолжении деловых отношений. Не всегда автоматизированные процессы помогают принять правильное решение, экспертное мнение специалиста до настоящего времени ценно и будет ключевым при выборе стратегии работы с должником, тем более, когда затрагиваются интересы группы компаний, являющихся частью единого бизнеса.
Вадим Солдатенков, начальник Управления обеспечения процедур банкротства ФНС, рассказал об уникальных возможностях аналитических продуктов ФНС России. Аудиторию познакомили с «уникальным продуктом Службы» - Системой комплексного управления и администрирования долга (ПП СКУАД). Благодаря выписке, сформированной программой, можно получить цифровой портрет налогоплательщика в кратчайшие сроки, хотя ранее, до внедрения системы, на это требовалось несколько месяцев.
Своим видением работы с должниками поделился и управляющий директор сектора принудительного взыскания ПАО Сбербанка Евгений Акимов. Он отметил, что в случаях, когда у бизнеса есть возможность и желание вытянуть долговую нагрузку, банк может предложить варианты по реструктуризации долга.
Заместитель начальника управления обеспечения процедур банкротства ФНС России Анатолий Васильев, в третьей сессии, посвящённой системе комплексного управления долгом рассказал историю создания прикладной подсистемы ПП «СКУАД». Основной целью создания системы являлась простота использования и применения. Цифровой портрет должника и стратегия взыскания долга должны строиться автоматически. Так появилась "оценочная карта". Данный продукт позволяет не только оценить платёжеспособность компании, выстроить и проанализировать связи с контрагентами, аффилированными лицами, установить слабые места в цепочке сделок, а также предложить наиболее действенный способ урегулирования долга.
В своем выступлении, во время четвертой сессии, заместитель начальника контрольного управления ФНС России Константин Новосёлов рассказал, что службой выделено семнадцать признаков дробления бизнеса, при этом, в каждом конкретном случае не обязательно устанавливать совокупность всех факторов. В каждом конкретном случае с изучением обстоятельств, характеризующих деятельность плательщика, экспертами определяется статус отдельного лица в группе компаний. В защиту бизнеса выступил управляющий партнер ФБК Право - Алексей Нестеренко. По его мнению, варианты дробления бизнеса зачастую преследуют его оптимизацию и каждый отдельный случай требует пристального внимания экспертов при определении стратегии работы с клиентом. Вопрос группового банкротства, то есть внешне независимых друг от друга юридических лиц, но плотно связанных между собой единой целью – получением максимальной прибыли в условиях минимизации налогообложения, является одной из острейших проблем в правовой и судебной практике.
Айнур Шайдуллин, консультант Исследовательского центра частного права имени С.С. Алексеева отметил, что банкротство группы компаний уже давно рассматривается в судебной практике. При этом речь идет не об искусственно-раздробленном бизнесе, а юрлицах с обычными сделками в их хозяйственной деятельности. Именно в процедуре банкротства такие взаимоотношения приходится распутывать: зачем совершались, почему перевели долг с одной компании на другую? В итоге банкротство группы распадается на множество ячеек и разных субъектов «банкротных взаимоотношений», преследующих свои цели. Одна компания признает такие сделки несправедливыми и просит их оспорить, а другая наоборот, считает их совершёнными в ходе обычной хозяйственной деятельности.
По итогам форума участники поделились мнением о состоянии действующего законодательства в сфере банкротства, услышали о новых возможностях налоговой службы, кредитных учреждениях, узнали о реальных историях помощи Фонда, когда благодаря оптимальной мере поддержки бизнеса выход из кризисной ситуации позволил сделать тот самый «шаг от несостоятельности».